БОЕВОЙ ПУТЬ ЗЕМЛЯЧКИ БЕРШАНСКОЙ ЕВДОКИИ ДАВЫДОВНЫ

 I. История создания 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка

         Сложное положение сложилось на фронтах осенью 1941 года. Враг был на подступах к Москве, начиналась блокада Ленинграда, общая ситуация ухудшалась каждый день.

         В эти трудные дни по инициативе легендарной лётчицы Марины Расковой был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

       46-й гвардейский Таманский полк - уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков. Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники - все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом. Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера.  А штурманами у них стали в основном студентки вузов — математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи...

       Мужчин в полку не было, так что «женский дух» проявлялся во всем: в опрятности формы одежды, чистоте и уюте общежития, культуре проведения досуга, отсутствии грубых и нецензурных слов, в десятках других мелочей. А что касалось боевой работы…

I.I. Самолёты и вооружение «ночных ведьм»

       «Дунькин полк», а именно так стали его называть в честь командира полка Евдокии Бершанской, летал на бипланах Поликарпова или По-2, которых называли нежно «ласточками» Численность боевых машин возросла за пару лет с 20-ти до 45-ти. Этот самолет создавался изначально совсем не для боев, а для учений. В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, - 120 км/ч. При таком скромном вооружении девушки показывали чудеса пилотирования. Это при том, что каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою.

  В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его, на низкой высоте и бреющем полете, немецкие радары не могли засечь. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище - ночные ведьмы. Зато, если По-2 попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.

 II. Боевой путь 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка

46-й Гвардейский бомбардировочный «Таманский» полк / «Дунькин полк» / прошёл славный боевой путь от Сальских степей и Дона до фашистской Германии.   В памятном альбоме 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка мы увидели схему боевого пути полка.

II.1. Трудности войны

       Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Дунькиного полка». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги. Тяжелее всего «ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук. «Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Кроме того, лётчицы «Дунькиного полка» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск.

II.2. Незабудки на портянках

         О тяжелых буднях женщин-летчиц есть множество свидетельств. Одно из них приводит «ночная ведьма» Галина Беспалова: «Праздником для нас считались дни, когда в расположение части прибывала «вошебойка» - в ней прожаривали гимнастерки, белье, брюки. Чаще же мы стирали вещи в бензине. При этом наши девочки умудрялись каждое утро после бомбометания помыться, причесаться и даже подкраситься. В минуты отдыха девушкам понравилось вышивать: «В Белоруссии мы начали активно «болеть» вышивкой, и продолжалось это до конца войны. Началось с незабудок. Ах, какие красивые незабудки получались, если распустить голубые трикотажные кальсончики и вышить цветочки на летних тонких портянках! Из этого можно сделать и салфеточку, и на наволочку пойдет. Эта болезнь, как ветрянка, захватила весь полк…

        Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская - роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…».

II. 3. Ночной кошмар для немцев

       Смелость наших летчиц отметили и враги: их называли «ночными ведьмами» за то, что не дают покоя и лишают сна по ночам. А галантные французские летчики из полка «Нормандия-Неман» называли их «ночными колдуньями».

       За годы Великой Отечественной войны 23 военнослужащих полка были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. И их могло быть и больше. По сложившимся правилам, летавших на У-2 представляли к званию Героя Советского Союза при наличии 500 боевых вылетов. Но практически у каждой летчицы полка было столь внушительное количество боевых вылетов, что специально для «Ночных ведьм» планку подняли выше и стали представлять к званию Героя Советского Союза за 600 и более боевых вылетов. Если всего звания Героя Советского Союза были удостоены 59 пилотов, летавших на бомбардировщиках У-2, то более трети из них составляли летчицы одного лишь 46-го ночного бомбардировочного авиационного полка. 

           Общее же количество вылетов полка за три года участия в войне – 24 тысячи. Но при этом, хотя каждая из летчиц полка совершила огромное количество боевых вылетов, потери в личном составе были для авиационных полков минимальными. Так, за все время войны полк потерял 32 человека, причем, это не только погибшие, но и умершие от ран и от болезней. 

         Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время лётчицы «Дунькиного полка» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции. Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб. Но было ещё одно –  это ужас, который наводили ночные налёты «ведьм» на немецкие войска.

        Но во время войны не только люди получали награды.  Так 9 октября 1943 года за отличия в боях за освобождение Таманского полуострова полку присвоено почётное наименование Таманского. 24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени. За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени.

II. 4. Память

        Герой Советского Союза Евдокия Борисовна Пасько долгие годы выводила в память о своих ушедших однополчанках новые сорта ириса. Она писала: «Вот этого красавца я назвала «Небесный тихоход» - так называли наш По-2. А знаете, сколько наши девичьи «тихоходы» сбросили на фрицев бомб? Почти 3 миллиона!  Про нас дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Григорий Речкалов хорошо сказал: "Летать днем и пить ночью совсем не то, что летать ночью и не пить вовсе".  Как и всем летчикам, после напряженных боевых вылетов нам выдавали 100 граммов водки или сухого вина. Мы объединялись по несколько человек, сливали спиртное в бутылку и отдавали портным и сапожникам батальона авиационного обслуживания, которые перешивали нам шинели и гимнастерки, но, самое главное, - подгоняли по ноге хромовые мужские сапоги 42-го размера». 

        Проходят годы, жизнь берёт своё, поредели ряды и «ночных ведьм».  Такое уникальное формирование как полностью женский авиаполк не осталось незамеченным в истории. Ещё в 1961 году Семён Аранович снял документальный фильм о лётчицах полка «1100 ночей».

       В 1981 году в СССР лучшим стрелком-бомбардиром полка Евгенией Жигуленко был снят фильм: В небе «Ночные ведьмы», посвящённый истории полка. В фильме «В бой идут одни «старики» в основу любовной линии сюжета была положена реальная история лётчицы 46-го полка Героя Советского Союза Надежды Поповой и лётчика 821-го истребительного полка Героя Советского Союза Семёна Харламова. После окончания войны многими из девушек были написаны книги  о своём боевом пути. Голландская рок-группа Hail of Bullets, посвятила  авиаполку одну из своих композиций. В 2013 году на Первом канале вышел сериал «Ночные ласточки», посвященный лётчицам 46-го полка. В 2015 году запущен 8-серийный документальный сериал «Прекрасный полк». Фильм под номером 7 рассказывает о судьбе Евдокии Давыдовны Бершанской – командире легендарного «Дунькиного полка», прозванного фашистами «Ночными ведьмами».

  

       Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учёбу. Но их фронтовая дружба живёт до сих пор. Ежегодно 2 мая и 8 ноября они встречались в сквере Большого театра в Москве - так решили на последнем собрании полка. Во время этих встреч бывшие гвардейцы рассказывали друг другу о своей жизни, об успехах и трудностях в работе. Вспоминали и боевых подруг, и дни своей тревожной военной юности.

        По всей нашей великой стране поставлены памятники женщинам-летчицам 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

   

 

III. Исследовательская часть

В ходе исследования нами проведена большая работа по изучению истории жизни и подвигов командира 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка Бершанской Евдокии Давыдовны.

            Мы долго и кропотливо изучали материалы Центрального Архива Министерство обороны РФ.  Узнали, что Евдокия Давыдовна Бершанская единственная женщина, награжденная орденом М.Суворова и орденом Александра Невского. Она трижды представлялась к званию Героя Советского Союза. Но так и не получила этого звания, так как было установлено правило. Звание Героя Советского Союза присваивалось только летчицам, совершившим более 500 боевых вылетов. Е.Бершанской было запрещено совершать самостоятельные вылеты с целью сохранения безопасности её жизни. Ею совершено всего 28 боевых вылетов, но каких!..

            Из машинописной копии автобиографии Е.Бершанской (Карабут) мы узнали, что она родилась 6 февраля 1913 года в селе Добровольном Благодарненского уезда Ставропольской губернии в многодетной семье. Отец ее был кузнецом. Мать – Ульяна Трофимовна умерла от голода, когда Дусе было 9 лет. Её передали в семью брата матери Георгия Трофимовича Середы. Дуся Карабут обучалась в Благодарненской школе №1. Мы побывали в музее сш№1 г.Благодарного. Возложили цветы к её бюсту. В Музее Вера Владимировна, учитель истории рассказала нам о школьных годах Е.Бершанской. Показала памятный альбом 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка, составленный и подаренный родственниками ветеранов полка. Мы узнали, что после окончания школы в 1929 году ей вручили путевку в Ставропольский педагогический техникум на дошкольное отделение. Окончив 2 курса педагогического техникума, летом 1931 года Е.Бершанская была зачислена в авиационную школу в Вольске, а затем в Сталинградскую военную школу летчиков. С 6октября 1931 года она была зачислена курсантом Батайской школы.

           К сожалению, материалов о педагогическом техникуме г. Ставрополя мы не нашли, но узнали, что он располагался на территории сегодняшнего медицинского института на ул. Морозова. Мы побывали у бюста, установленного в память о нашей героической землячке.

 

          Также нам удалось поработать с архивными документами, находящимися в ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.Праве. Ольга Михайловна Нафталиева, научный сотрудник музея,   предоставила нам Описи материалов, хранящихся в фондах музея, разрешила рассмотреть экспонаты, почитать автобиографию Бершанской Е.Д., наградные материалы, подлинные фотографии, памятный альбом. Затем нас пригласили в зал истории Великой Отечественной войны и рассказали об экспонатах выставки, посвященных летчицам 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка. Особое впечатление произвели подлинные вещи летчиц (форменное платье, планшет, пистолет, погоны майора авиации времен Великой Отечественной войны).

 

            Нам удалось списаться по интернету с Аленой Сергеевной Бакулиной, работником музея МБОУ СОШ №7. Она нам прислала информацию о том, что в их школе создан музей им. Е. Бершанской  и фотографии экспозиции выставки, посвященной ей. 7 мая 1988 года на площади у аэропорта г. Краснодара, расположенном на ул. им. Бершанской Е.Д., ей открыт памятник. За заслуги при освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков Евдокии Бершанской одной из первых присвоено звание «Почетный гражданин г. Краснодара».  Жители г. Краснодара вносили имя Бершанской Е.Д. в список для голосования о присвоении аэропорту имени Е.Бершанской, но нее набрали достаточного количества голосов. Изучая наградные материалы Е.Бершанской, мы узнали, что она была награждена двумя орденами Красного Знамени, двумя – Красной Звезды, два орденами– Отечественной войны, орденом Суворова, орденом А.Невского и 7 боевыми медалями.

 

           Командир полка Евдокия Давыдовна Бершанская вышла замуж за командира 889-го ночного легкобомбардировочного авиаполка Константина Бочарова и сменила фамилию, работала после войны в Комитете советских женщин. Евдокию Давыдовну неоднократно приглашали на международные фестивали, конференции женщин, где она делилась воспоминаниями о боевом прошлом «Дунькиного полка». Скончалась Е.Д. Бершанская /Бочарова/ в 1982 году в возрасте 69 лет от инфаркта.

   Время, проведенное в музеях, общение с работниками музеев, школы, информация, полученная нами в ходе исследований, очень понравилась, взволновала и вызвала желание продолжить знакомство с подвигами женщин-летчиц, бойцами 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка. Работа с источниками, весь изученный материал позволили подтвердить выдвинутую в начале исследовании гипотезу: только истинный патриот своей Родины и сильный духом человек способен выбрать себе  нелёгкий жизненный путь. Именно такими истинными патриотами своей страны были все члены 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного женского авиационного полка. Каждая из них внесла свою частицу в общую Победу.